muph (muph) wrote,
muph
muph

Category:

"Кругосветка" по Крымскому полуострову. День восьмой. Крайний.



Оглавление:
День 1-2
День 3
День 4
День 5
День 6
День 7

Судя по почти полному отсутствию каментов к седьмому дню автопробега, не мудрствуя лукаво, делаю вывод, что господ подписчиков уже изрядно утомила эта моя крымская эпопея. Что же, спешу вас обрадовать - сегодняшняя серия финальная. Мы пройдемся по подземной базе подводных лодок в Балаклаве, после чего переместимся в баунти-местечко у мыса Лермонтова, а потом наконец возьмем курс ин да хаус. Неутратившие интерес, милости прошу тыцать мышой и спускаться под кат.


01. Итак, в прошлой части мы спешно поставили лагерь на склоне горы Аскети, что возвышается над Балаклавской бухтой. Уже стемнело и фотографировать стало не с руки, поэтому начнём мы, пожалуй, с утренней панорамы окрестностей. Тот, кто не поленится жмакнуть по ссылке ниже увидит (слева направо) руины генуэзской крепости Чембало на горе Крепостной (бывш. Кастрон), собственно Балаклавскую бухту с её яхтами, кораблями и прочими посудинами, гору Таврос, палатку aroilЛёхи, мой многострадальный пепелац, известный в миру как шевроле авео, мою с Леной палатку и самый верх жилища Паши. Ну, а самые остроглазые могут разглядеть двухлитровую бутылку кока-колы. Там расположена большая яма (воронка?), в которой мы вечером благополучно скрылись от дующих наверху ветров, разожгли костёр и поставили раскладной столик. Бутылка, соответственно, стоит на нём.
(2504х800px и место на карте мира)



02. Пока Паша с Лёхой начали заморачиваться насчет завтрака я решил сфотографировать крепость Чембало поближе. У нас не оставалось времени на её посещение, но переночевав в такой близости от неё, не попытаться хотя бы дотянуться до неё телеобъективом, было бы по меньшей мере странно.
(Место на карте мира)



03. И еще поближе. Не буду грузить вас историческими подробностями - кому надо, а на гугле таки забанили, пруфлинки, как обычно, внизу поста. Скажу лишь, что в-первые крепость построили генуэзцы примерно в середине ХIV века, 18 июля 2008 года из-за сильных дождей часть башни обрушилась, а сейчас, как видите, проводится научная реставрация башни-донжона.



04
. Ну, а мы перемещаемся вниз. Балаклава - городок на юго-востоке Севастополя, название которого по турецки означает Рыбье Гнездо (Балык-лав). С 1957 года административно лишена статуса города (теперь это Балаклавский район Севастополя), но фактически и поныне территориально отделена от остального Севастополя незастроенным пространством в несколько километров. По мнению некоторых ученых, бухта соответствует описанию порта лестригонов, куда якобы попал во время своих странствий древнегреческий Одиссей.



05. Несмотря на обилие дорогостоящих прогулочных яхт и катеров, а так же нехилый туристический траффик, Балаклава всё же выглядит, мягко говоря, обшарпанной. А уж в частном секторе вообще разруха страшная.



06. Взглянем еще разок на место, где мы ночевали накануне. Теперь уже снизу. А потом уже, наконец, отправимся в военно-морской музейный комплекс "Балаклава".
(Место на карте мира)



07. Итак, некогда сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок. Самый крупный военный объект планеты из рассекреченных военных объектов на планете - подземный комплекс для субмарин.



08. Небольшой исторический экскурс. В 50-е годы, в самом начале холодной войны , СССР и США неизменно наращивали арсеналы атомных бомб, боеголовок, ракет и торпед, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Коба отдал Берия секретный приказ: отыскать такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на тихую Балаклаву: древний город сразу же засекретили, его название на карте Крыма больше не упоминалось.



09. Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады для хранения торпедного и иного вооружения. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода.



10. Строительство объекта было начато в 1957-ом (уже после смерти Сталина, ага) и закончено в 1961-ом. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 год) никто из местных жителей даже не подозревал о существовании секретной штольни - Объекта №825 ГТС, который официально назывался городской телефонной станцией.



11. В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров и глубиной до 8,5 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни - 22 метра. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом.



12. В случае угрозы прямого ядерного удара (повторюсь, объект мог выдержать прямое попадание заряда мощностью до 100 килотонн) толстенные герметичные двери закрывались, и завод способен был самодостаточно существовать 3 года, вместив при этом 3000 человек - все тогдашнее население Балаклавы.



13. Автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные магистрали, подземные рельсовые пути давали возможность полностью изолировать объект от внешней среды. Здесь были прекрасно оборудованные командные пункты, хлебопекарни, склады для хранения продуктов и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые и даже комнаты отдыха.



14.



15
. Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилище ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей.



16. В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока.



17. В марте 1995 года из Балаклавы была выведена последняя российская подводная лодка. Некоторое время объект охраняли, но потом противоатомные гермодвери гостеприимно распахнулись навстречу добытчикам лома цветных и черных металлов.



18. Музей был создан согласно приказу Государственного секретаря Министерства обороны Украины от 30 декабря 2002 года. Открытие филиала состоялось 1 июня 2003 г.



19. Согласно сообщениям в прессе от мая 2010 года, руководство Черноморского флота России рассматривает возможность восстановления базы в Балаклаве и возобновления ее использования по прямому назначению, однако министр иностранных дел Украины Константин Грищенко опроверг эту информацию, сославшись на Конституцию Украины.



20. Немного замёрзнув, бродя внутри объекта №825 ГТС, мы снова выбираемся под жаркое крымское солнце. Пора ехать на мыс Фиолент. Черный котэ лениво смотрит нам вслед.



21. Немного заблудившись, спросили у старичка-аборигена как нам попасть на пляжи Фиолента. Дядька поинтересовался куда именно мы желаем телепортироваться: есть прекрасный Яшмовый пляж, где в гальке можно найти яшму, но нужно вернуться назад и преодолеть спуск (а потом и подъём) почти в 800 (!) ступенек, а есть т.н. Царский пляж, он ближе и туда ведет лестница всего в 180 ступенек. Так как время уже обеденное, а вечером мы намеревались возвращаться в Воронеж, решили остановиться на втором варианте. Оставили машину в Царском селе (отсюда и название пляжа) и начали спуск вниз.



22. Пока шли к лестнице, уже захватывало дух от открывающихся видов.
(Место на карте мира)



23. С небом творилось что-то невообразимое. Домик наверху - частный отель "Диана", про которой на викимапии пишут, что он "построен ныне покойным бывшим командиром в/ч 10158 (находится рядом) Андрющенко. Стройматериалы пиздились из этой же части. Участки для окружающих отель дач находились на территории части и разбазаривались при нем." (конец цитаты)



24. Упс! Внезапно отличное фото для pomoyka_ru.
(Место на карте мира)



25. Идем дальше, то бишь ниже и ниже.



26. И вот, наконец, та самая лестница в 180 ступенек. На первых можно прочитать фамилии рабочих, построивших её.



27. С лестницы отличный вид на место назначения - пляжик у мыса Лермонтова. В скале находится грот Дианы, названный в честь похожего одноименного грота в Пятигорске. Это большой сквозной грот, имеющий надводную и подводную части, глубиной от 2 до 12 метров на разных участках.
(Место на карте мира)



28. И вот мы на пляже. Невероятно чистая вода (я наконец научился нырять с маской и трубкой) и очень интересный подводный ландшафт вынудили провести меня большую часть времени в воде. Тем не менее, зная, что уже завтра мы будем в осенней России и фотографировать будет нечего, я тупо забил остатки места на флешке всем, что увидел вокруг. Например, мои элегантные ноги на фоне отдыхающих.



29. Живущая на пляже собака напугана крупной тётей.



30. Та же собака на фоне группы подростков и Иисуса Христа .



31. Так же на пляже обитает рыжий котэ, отдыхающий в тени девичьих туловищ.



32. Влюблённая парочка экстремалов. Скальный выступ - так называемый мыс 50-летия Первой Крымской практики (неофициальное название от от студентов-геологов Московского университета).



33. Тут я хотел сфотографировать подгоревшего на солнце мальчика, а получилось черт знает что.



34. После был довольно утомительный подъем по лестнице и в гору и в 6 вечера мы стартанули домой. Как я уже писал, без сна прорулил домой 1270 км с короткими остановками на дозаправку, на пописать и на таможню. На фото ваш покорный слуга в километре от таможенного перехода. Что интересно, как только мы выехали с полуострова, сразу попали в дождь, который закончился только у самой границы с Россией.


На этом отчет о поездке считаю законченным. Все записи по сабжу доступны по тэгу Украина/Крым.


Ссылки для самостоятельного изучения:
Крепость Чембало на википедии
Балаклава - город листригонов
Н. Черкашин "Подземная база субмарин"
Пляжи Фиолента. Описание и панорамные фото.
Добавить в друзья


Tags: Автопробежность, Горы, Животные, Море, Музеи и заповедники, Отчет, Пейзаж, Украина/Крым, Фото, Экскурсовод на полставки
Subscribe
promo muph january 13, 2020 01:00
Buy for 50 tokens
Доброго времени суток. Я фотограф, меня зовут Андрей Кирнов и я рад приветствовать вас в этом уютном фотоблоге. Для удобства навигации по журналу и быстрого поиска нужной инфы, все записи разложены по полочкам с помощью так…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →