muph (muph) wrote,
muph
muph

Крестьянский театр в Никольском



Неожиданное продолжение истории, которая произошла ещё в октябре 2009-го. Да, пошукал вот в архивах и посчитал, что посещенные в ту поездку места достойны публичной огласки. Может мне еще случится их достойно сфотографировать, но сегодня в качестве иллюстраций к рассказу только мои картинки с мыльницы и несколько фото Василия, который, в общем-то, является вторым участником описываемых событий.

Итак, до обеда мы посетили Воронежский биосферный заповедник и бобровую ферму (читать и умиляться), а дальше отправились искать одно интригующее место о котором я вычитал в местной газете буквально следующее: "Театральные встречи в Никольском" - фестиваль под таким названием завершился в селе, что в восьмидесяти километрах от Воронежа. Традиционный праздник театралов-любителей, крестьянских коллективов проходил в шестой раз. На этот раз он был посвящен 110-летнему юбилею Никольского народного театра, «старшего брата», как здесь шутят, Московского художественного. Породнил их с именитым корифеем сам Станиславский." Да-да, в маленькой глухой деревушке сохранился и собственными силами более 100 лет даёт спектакли настоящий крестьянский театр! В общем, я непременно захотел увидеть такое диво своими глазами.


01. Имя Константина Сергеевича Станиславского известно всему миру, по его сценической системе до сих пор обучаются актёры театральных школ. А имя его сестры Зинаиды Сергеевны Соколовой мало кому известно. Между тем, усилиями Зинаиды Сергеевны и ее мужа Константина Константиновича был создан первый в России крестьянский театр. И что интересно, на два года раньше МХАТ. Будучи т.н. "народниками", супруги уехали из Москвы, распродав имущество и купив небольшое имение в Никольском. В годы страшного голода (1891 – 1892 гг) они помогали голодающим крестьянам: собирали средства, устраивали бесплатные столовые и объезжали самые голодающие деревни. Константин Константинович в собственном доме начал прием больных со всей округи. А "Зюля", поначалу помогавшая мужу в "лечебе", вскоре взялась за организацию школы, построенной Соколовыми на собственные же средства. В этом-то скромном здании земской школы, пережившем все лихолетья двадцатого века, размещается сейчас сельский Дом культуры и проходит фестиваль любительских театров "Театральные встречи в Никольском".




02. Но "Зюля" не была бы младшей сестрой "Кости", если бы не попыталась и здесь создать свой театр. Сначала вовлекла в постановки крестьянских детей, которых учила грамоте. Потом, увидев, с каким интересом и восхищением смотрят на представления их матери и отцы, созвала и взрослых. Для представлений выбрали общественный амбар, в нем помещалось до шестисот зрителей. В репертуаре – пьесы Островского, Чехова, Потехина, Шпажинского, Соллогуба.




03. Одна из актрис театра и по совместительству завклубом радушно встретила нас и показала свои "владения". Правда очень смущаясь за беспорядок, оставленный с недавнего спектакля. Её и вашего покорного слугу видно на заглавном фото. Мы смотрели фотографии и афиши на стенах, спрашивали, слушали истории и грелись у печки. Я, воодушевлённый увиденным и услышанным, выпросил один из последних экземпляров иллюстрированной книги мемуаров Зинаиды Соколовой "Наша жизнь в Никольском". Отдал денег сколько-то, не помню. Книга была издана в 2004 году Центром духовного возрождения Воронежской области. На тот момент оставалось всего несколько экземпляров, тираж с тех пор не допечатывали, а книгу я прочел с большим удовольствием. В интернете её тоже нет, так что, можно сказать, теперь владею раритетом.




04. В июне 1901 года в Никольское приезжал сам Станиславский с женой. «Брат Костя и Маруся гостили у нас пять дней. Мы играли для них «Кручину» и «Бездольную». Были они и на репетициях. Отношение актеров к делу, игра без утрировки очень понравились им. Костя сказал, что был буквально выбит из колеи всем – публикой, мизансценами, игрой». Константин Сергеевич так влюбился в крестьянский театр, что всерьез уговаривал его руководителей – сестру и зятя – поступать в создаваемый им Московский художественный. Жизнь в театре не обрывалась даже в самые трудные для деревни дни – в голодные зимы, в первую мировую, когда театр продолжал ставить пьесы для раненых (в своём доме Соколов разместил лазарет). Театр продолжал жить и после смерти Соколова, и отъезда его жены в Москву. В сорок первом, например, Никольский драмкружок на смотре в Воронеже вышел в победители. В пятидесятые годы его известность распространяется далеко за пределы области. Идут пьесы Толстого, Горького, Островского – дело Соколовых успешно продолжают никольские учителя Л. Ф. Тупикова, а после её смерти – М. А. Ширяев. На Всесоюзном смотре театральной самодеятельности в конце пятидесятых коллектив завоевывает диплом первой степени. Драмкружок преобразовывают в народный театр – один из первых в России.




05. Сейчас в Никольском живет человек 90, но это по документам. На деле - вполовину меньше, в основном старики. В деревне всего один ребенок. Ни школы, ни больницы, ни медпункта. Единственный очаг жизни в вымирающем поселке – этот театр. От имения Соколовых осталась упомянутая уже земская школа (ныне сельский клуб), господский дом, пруд с ручейком и шикарный, уже полудикий парк.




06. В господском доме силами энтузиастов пытаются организовать музей. Он пока официально не работает, но нас бесплатно пустили туда, показав то, что уже удалось собрать, но попросив не фотографировать экспонаты. Насколько я в курсе, музей не открыт и до сих пор. Хотя могу и ошибаться - поправьте меня, если кто в курсе. Общий смысл проблемы в том, что здание принадлежит Министерству образования (не так давно здесь размещалась школа), а музейные дела входят в ведомство МинКульта. Договориться, естественно, не могут. Между тем, помимо типовых предметов крестьянского быта, тут есть уникальные вещи (картина кисти Васнецова, портрет Чехова с его автографом и др.).




07. Надо заметить, что амбарные театры на заре двадцатого века существовали во множестве, чуть ли не в каждом уезде. А вот до ста с лишним лет дожил едва ли не один. Но тем не менее, гарантировать, что он проживет еще столько же, увы, нельзя. Если в здании театра актеры еще поддерживают жизнь, то музей разваливается на глазах. Дом попросту не отапливается. Впрочем, хочется надеяться на лучшее. Репетиции в театре пока проходят каждые выходные. Актеры приезжают из Графского, Вишневки, Верхней Хавы и Воронежа. В труппе 20 человек. Последние 17 лет театром руководит Светлана Сукочева. На фото ниже просто избушка по соседству с господским домом. А она ведь тоже часть этой удивительной истории. В книге, кажется, она упоминается, но кто точно в ней жил, сказать затрудняюсь.




08. Кстати сказать, Соколовы выбрали Никольское по рекомендации писателя Александра Эртеля. В 1892 году он жил в деревне Емпелевка (в 13 км от имения Соколовых, ныне поселок Трудовое Новоусманскогого района Воронежской области). Часто встречался и переписывался с Соколовыми. После смерти Эртеля его семья купила в Воронежской губернии участок земли - «двенадцатую часть дачи села Большая Приваловка», - владение Иосифа Ивановича Карганова - мужа Л.С. Алексеевой, сестры К.С. Станиславского и З.С. Соколовой. Небольшое имение было названо Эртелевкой (ныне хутор Эртель). На месте усадьбы сейчас находится полузаброшенный ДОЛ "Искра".



09. Мы в растерянности остановились у ворот - лезть или нет? Не успели прикинуть, что же будем делать в итоге, как подъехала машина и из неё вылез строгий мужчина. Поинтересовался целью визита и я честно ему ответил, что хотелось бы просто посмотреть и сфотографировать историческое место. Тогда он открыл калитку и повел нас на экскурссию.




10. Сам лагерь нас интересовал мало и мы пошли сразу к господскому дому.




11. Строгий мужчина оказался директором лагеря, а заодно и актером Никольского театра Михаилом Сапрыкиным.




12. Он рассказывал нам о том, что раньше сюда съезжались лучшие литераторы (Эртеля высоко ценили его современники Чехов, Бунин, Горький, а Лев Толстой называл автора "Гардениных" самым крупным художником в России на рубеже 80 - 90-х годов), а сейчас дом катастрофически разрушается. Само собой, что усадьба включена в список памятников истории, архитектуры и археологии Воронежской области, принятых под государственную охрану. Внутри практически пусто.




13. Для спасения крестьянских жизней Эртель влез в долги, и, чтобы как-то выпутаться из них и обеспечить семью, вынужден был в 1896 году занять место управляющего имением Хлудовых в Моршанском уезде Тамбовской губернии. Уход из литературы он переживал мучительно. В одном из писем к жене тех лет он рассказывает, в какую хозяйственную "кашу" попал: "Берет иногда тоска, и вкус каши становится отвратительным, и убежал бы от нее на край света, но... куда убежать от железного закона необходимости...". Умер Эртель в феврале 1908 года в Москве. Не выдержало сердце. Похоронили его рядом с могилой Чехова на Новодевичьем кладбище.




14. Однажды администрацию лагеря угораздило разместить здесь неблагополучных детей из интерната.
В результате на стенах, помимо следов времени, появились и "наскальная живопись".




15. Вот такая вот вышла поездка. Места не шибко красивые, но их истории всё равно какие-то славные и трогают душу. Или это просто я был такой сентиментальный той осенью? Не знаю. Помню, я еще тогда "болел" геокешингом, так что по итогам поездки было организовано целых два тайника. Ссылки, как обычно, внизу поста. Спасибо за внимание.



Ссылки для самостоятельного изучения:
-
Система Станиславского
- Эртель на википедии
- По системе Станиславского [TR/6842]
- Усадьба Эртелей [VI/6855]
- Добавить в друзья


Tags: Отчет, Пейзаж, РФ/ВО/Верхнехавский район, РФ/Воронежская область, Усадьбы, Фото, Экскурсовод на полставки
Subscribe
promo muph январь 13, 2019 01:00
Buy for 50 tokens
Доброго времени суток. Я фотограф, меня зовут Андрей Кирнов и я рад приветствовать вас в этом уютном фотоблоге. Для удобства навигации по журналу и быстрого поиска нужной инфы, все записи разложены по полочкам с помощью так…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments