muph (muph) wrote,
muph

Пещеры Придонья: Воскресенский Белогорский мужской монастырь. Часть I

Не смотря на то, что в Придонье и Приосколье насчитывается порядка полусотни пещерных памятников (которые я собираюсь посетить все), "обжиты", в той или иной степени отреставрированы и используются в культовом назначении всего пять. Это Успенский монастырь в Дивногорье, Спасский монастырь в Костомарово, Свято-Троицкий монастырь в Холках, скит Успенского Николаевского монастыря в Валуйках и Воскресенский монастырь в Белогорье. О последнем сегодня и пойдет речь. Ссылки на репортажи из остальных пещер традиционно внизу поста.

Дело в том, что муж моей любимой сестрицы Сергей как раз родился и вырос в селе Белогорье и в детстве, когда пещеры были бесхозные, излазил их вдоль и поперёк. Мы уже давно договорились с ним при случае осмотреть их вместе, что, наконец-то, и случилось в середине сентября. Нашим третьим компаньоном и по совместительству водителем стал in_windows. Поездка выдалась насыщенной, много интересного и красивого удалось снять (часть фотографий, кстати, уже опубликована в посте про золотую осень), поэтому дабы не травмировать психику подписчиков, мой рассказ о Белогорском монастыре будет разбит на две увесистые серии, а увиденные попутно интересности и вовсе вынесены в отдельные посты.

02. От Воронежа до Белогорья порядка 160-170 километров. Выехали мы утром, еще затемно, но будучи в этот раз пассажиром, как только рассвело, я тут же принялся расходовать ресурс затвора камеры прямо через грязное лобовое стекло.

. Уже вёрст через 100 от Воронежа федеральная трасса М4 преображается. Местность становится весьма пересечённой (что, как видите, совсем не мешает местным коровам), появляются первые выходы меловой породы и я уже предвкушаю грядущие пусть и с натяжкой, но всё таки "горные" пейзажи, столько редкие для жителя Центральной России.

. Дон.
Тихий, батюшка, Иванович...
Пожалуй, стоит как-нибудь написать пост, в котором собрать в кучу все свои фотографии этой великой реки.

05. Правда, что делать с вот такими фото и "людьми", которые делают такое - не знаю.

06. Доехали до Белогорья, где попили с дороги чая в доме у Сережиных родителей, а так же посетили старинный погреб бабы Наташи, сделанный из меловых блоков. О нём читайте в отдельном посте. Далее, откланявшись, поехали к монастырю. До него от села 4 км, но мы не желаем подъезжать вплотную, Серега обещает нам незабываемые виды - бросаем машину в километре от цели и начинаем подъём на гору пешком.

07. По мере набора высоты нам и правда открываются захватывающие дух виды. Кадров я тогда нашлёпал немерено, но покажу пока лишь несколько, т.к. на обратном пути свет был поинтереснее и самые лучшие кадры окрестностей я вывешу во второй части.

08. По левую руку зажатый меловыми холмами хутор Кирпичи. Там находится монастырское подворье.

09. А по правую несёт свои воды всё тот же могучий Дон.

10. Не спеша топаем по белым меловым тропинкам, шалея от открывающегося простора.
Утро, тишина... И только снизу редкие всплески рыбы и отголоски голосов с рыбацких лодок. Да бесконечный взвизг срабатывающих затворов.

. Радуемся и знакам золотой осени. У нас в Воронеже на тот момент всё было ещё абсолютно зелёным.

12. Тропинка, ведущая к монастырю, постепенно уводит в сторону от обрыва.
Но нет, мы хотим быть ближе к краю и бредём по высокой траве, прокладывая собственный путь.

. Серёга не фотограф, заскучал уже, да и знакомы ему с самого детства эти места - спешит скорее добраться до монастыря и тянет нас снова на монастырскую тропку.

14. А мы что? Мы ничего. Не видно Дона? Будем фотографировать деревья, траву и прочую растительность!

15. Кстати, в 1998 году урочище "Белогорье" добавили в список особо охраняемых природных территорий (ООПТ), ввиду того, что на этих меловых склонах встречаются редкие виды растений и животных.

16. То и дело на дороге нам попадались арбузные шкурки. А вот и их источник - целое арбузное поле.
Насельники монастыря сажают бахчевые, а туристы и паломники их бессовестно съедают.

17. Наконец, добираемся и до главной цели.
Видавшая виды табличка сообщает нам о правилах поведения на монастырской территории.

18. В отличие от остальных упомянутых в начале поста пещерных монастырей, имеющих в своей истории огромные пробелы, Воскресенский Белогорский монастырь описан историками весьма подробно. Собственно, пещеры в 1796 году начала рыть некто Мария Шерстюкова, через некоторое время к ней потянулись помощники из числа местных жителей. При жизни Марии протяженность пещер достигла более 500 саженей (около 1065 метров). Но пещерные коридоры продолжали расти. Среди тех, кто помогал копать пещеры, — старец Иоанн Алексеевич Тищенко, сподвижник Марии. К концу ХIХ века общая длина пещерных коридоров составляла уже порядка 2,2 километров. К 1860-м годам сложились все условия для открытия при Белогорских пещерах монастыря: большой приток верующих, пожертвованные пахотные земли, леса, сады. В 1864 году было подано прошение, а в 1866 году монастырь был создан. Наземный комплекс построек монастыря располагался на холме, над пещерами, и складывался начиная с 1860-х годов. В конце ХIХ века здесь были церкви Воскресения Христова, Вознесения Господня, колокольня с ризницей, корпуса настоятеля и братии, гостиница, школа-приют, служебные и хозяйственные постройки. В 1915 году здесь же построили новый Воскресенский собор. Главный доход на содержание обители и братии монастырь получал от многочисленных богомольцев. Постоянно в монастыре находилось около 25 человек братии с послушниками и более 70 человек богомольцев. В начале 1918 года земли монастыря были национализированы, а в 1922 году монастырь официально закрыт. В 1920-30-е годы наземные постройки монастыря были проданы Белогорским волисплкомом под снос. Значительная часть кирпича была продана в село Саприно на застройку школы. С течением времени оставшиеся постройки приходили в негодность. Последнее сооружение — собор, было взорвано по распоряжению Павловского райисполкома в 1931 году.

19. На фото единственное наземная монастырская постройка на сегодняшний день. Деревянный сарайчик не в счет. И то здание не восстановленное, а новодел. От прежнего Воскресенского монастыря, кроме пещер (около километра против прежних двух с лишним) не осталось почти ничего. Собственно пещеры взрывали во время Великой Отечественной войны немцы, предполагая что внутри прячутся партизаны.

20. Основательница монастыря Мария Шерстюкова скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах. В 1920 году по поводу открытия мощей Марии и Иоанна было возбуждено уголовное дело. Из донесения явствует, что останки обоих были помещены на Плащаницу и выставлены для поклонения верующим во вновь отстроенной часовне. Организатором открытия мощей cтал некто Борис Михайлович Клейст, который сумел уговорить руководство Белогорского волисполкома сдать в аренду подворье монастыря, и это было оформлено официальным договором, в котором предусматривалось организовать сельскохозяйственное производство, отремонтировать постройки, приобрести рабочий скот и сельхозинвентарь. Дело было разобрано показательным судом. В помещении, где проходило разбирательство, на двух фанерных щитах были вывешены останки умерших Иоанна и Марии. Клейст был приговорен к 10 годам лишения свободы, лишению права гражданства и конфискации имущества. Останки Марии и Ионна были безвозвратно утрачены. На фото могила последнего настоятеля обители игумена Поликарпа.

21. В 1916 году трудами монахов и сочувствующих местных жителей в меловой горе был вырыт уникальный колодец глубиною 85 (!!!) метров и диаметром более трёх. Работа шла порядка пяти лет. Как они это сделали - не представляю. В настоящее время колодец не используется. В семидесятых годах прошлого века в него спускались спелеологи. Глубина колодца на тот момент составляла уже порядка 70 метров. На дне была земля и сухие деревья. Закрывающий "жерло" колодца щит с течением временем обрушился вниз (виден на фото). Воду сейчас берут из обычной артезианской скважины.

22. Лестница, ведущая ко входу в пещеры.
Совсем скоро я увижу самую большую в центральной части России (по протяженности ходов) искусственно вырытую пещеру.

23. После более чем 80-летнего перерыва в 2004 году в пещерах была отслужена первая литургия. Белогорский мужской монастырь был возобновлен. Настоятелем новой обители стал иеромонах Тихон. Начались работы по восстановлению пещер.

. Над одним из входов...

. Насколько я понимаю, полузасыпанный вентиляционный канал.

26. Подвод электричества.

27. Заботливо сложенный кирпич для восстановления взорванной надвратной части.

28. Кто-то решил, что хорошо бы было, чтобы кирпич с его именем заложили в стену храма и понеслась - теперь исписан буквально каждый кирпич. Изя, Моше, Яша, Галя Тучкова, Белгород и даже просто пёс...

29. Когда-то в Белогорский монастырь в будний день приходило 50-200 человек, а в выходные число паломников возрастало до 3000 человек. Сейчас, конечно же, такого нет, но туристический трафик всё таки имеет место. Не такой как в Дивногорье и Костомарово, но тем не менее. И это учитывая, что асфальтовой дороги сюда нет, та насыпная дорога, что ведет сюда от села, появилась совсем недавно. Раньше, по словам Сергея, в сырое время года здесь трактора засаживали в топь. Группы до 50 человек доставляются по Дону на пассажирском катере непосредственно к монастырю.

30. Внутрь пещер мы зайдем в следующей серии. Посмотрим коридоры, кельи Марии и Иоана, пещерную церковь Александра Невского, Цветную и Малую Цветную комнаты и вновь отправимся на почти стометровый обрывистый меловой склон, украшенный осенними красками. Будет интересно.

Ещё из цикла постов о пещерах Придонья:

ДивногорьеКостомаровоХолкиШатрищеПещера Ухо

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.

Tags: Григорич, Отчет, Пейзаж, Пещеры Придонья, РФ/ВО/Подгоренский район, РФ/Воронежская область, Реки и ручьи, Фото, Церкви и монастыри
promo muph январь 13, 2020 01:00
Доброго времени суток. Я фотограф, меня зовут Андрей Кирнов и я рад приветствовать вас в этом уютном фотоблоге. Для удобства навигации по журналу и быстрого поиска нужной инфы, все записи разложены по полочкам с помощью так…