muph (muph) wrote,
muph
muph

Гора Кременец



По пути в Донецк сделали небольшую остановку в городе Изюм Харьковской области. А если быть точнее, то на горе Кременец, которая расположена на окраине Изюма и весь город виден с неё как на ладони.

Гора Кременец – самое высокое место Харьковщины (218 м над уровнем моря), является геологическим памятником природы, интересна обнажениями верхнемеловых и юрских пород с многочисленными останками органического мира. Одновременно Кременец – интереснейший памятник истории. Причем весьма различных исторических эпох. А еще на этой горе есть бабы! Пусть каменные, но ещё очень даже ничего.


02. Часть горы рассечена искусственным ущельем в меловой породе. Это дорога Харьков – Ростов-на-Дону.
На противоположной стороне установлен памятник жертвам голодомора.



03. Изюм, второй по величине и один из старейших городов Харьковской области. Историки и краеведы так и не нашли общей точки зрения на происхождение названия города Изюм. Одни утверждают, что город получил название от речки Изюмец (приток Северского Донца) и древнего Изюмского брода, возле которого и возникло само поселение. Другие считают, что Изюм получил свое название от слегка измененного татарского слова "гузун" – переправа. Действительно, Изюмский брод, или переправа был известен еще задолго до основания города. Третья версия состоит в том, что Изюм – это измененное татарское слово "узун", означающее длинный, вытянутый, как гора Кременец. В XIV веке на вершине горы располагалось татарское укрепление - "кермен", остатки которого еще были заметны до конца прошлого века. Название, видимо, было трансформировано в созвучные русские слова "кремль", "кремень" и дало имя горе Кременец. Позже это место занимали русские дозоры. А в 1681 году здесь было начато строительство "малого города" - крепости, вал и ров которой в отдельных местах сохранились.



04. Панорама Изюма. Разворачиваем кнопочкой во весь экран и рассматриваем детали.
Как сделать такую штуку смотрим здесь.



05. В 1985-88 г.г. к 40-летию Великой Победы, на горе был сооружен Мемориальный комплекс, центром которого является гигантский монумент. Три плиты памятника (высота 26,5 метров) олицетворяют три битвы за Харьков и выполнены в виде пустотелых железобетонных конструкций. Один из монументов имеет вход во внутрь для обслуживания мемориала. Масштаб можно представить относительно автомобиля.



06. С октября 1941 года через Изюм на протяжении восьми месяцев проходила линия фронта. В мае 1942-го, после неудавшейся операции в окружение попали 6-я и 57-я армии советских войск. Мало кому удалось вырваться из вражеского кольца. 23 июня 1942 года советские войска оставили Изюм, и начался период оккупации, продолжавшийся практически 7,5 месяцев. 5 февраля 1943 года усилиями 267 стрелецкой дивизии Изюм был освобожден от немецких войск. Одновременно была освобождена и левобережная часть района. Но дальнейшее наступление советских войск было остановлено. Немецкое командование придавало Изюму важное значение, называя его "дверьми в Донбасс", поэтому весной-летом 1943 года здесь разгорелись жестокие бои. Последний населенный пункт Изюмского района был освобожден 10 сентября 1943 года. Деньги на мемориал собирали много лет всем миром. Под Харьковом погибло порядка 800 тысяч солдат и офицеров, а по другим оценкам – здесь мы потеряли свыше полутора миллионов человек.



07. Внизу по центральной аллее выставлена военная техника периода Великой Отечественной войны. У нас в Воронеже этого добра хватает, поэтому спускаться не стали (заехали на гору на машине). Красные урны, расположенные вдоль всей аллеи, выполнены в виде разорвавшихся снарядов.



08. Но самое интересное на горе Кременец лично для меня – это каменные половецкие бабы. В ХVIII веке их называли "человек камен" или "девиа камена", а иногда "каменными бабами". Почему бабами? Ведь среди статуй встречаются мужские фигуры с усами. В переводе с тюркского "вава" означает "предок". В русском языке это слово превратилось в "баба". Половцы, создавшие большинство этих каменных истуканов (IX-XIII века), использовали их как идолов для почитания своих предков. Им приносили жертвы. В том числе и человеческие. Редко встречающиеся женские статуи давали воинам поддержку и силу, непобедимость в битве и бессмертие. Мужские фигуры, которых большинство, олицетворяли отца-покровителя рода, его почитание способствовало благополучию и процветанию орды. Находили эти каменные статуи сначала на курганах и сопках по всему бывшему Изюмскому уезду и отправляли их в музей. Когда в музее затеяли ремонт, баб перевезли на вершину Кременца, да там и оставили.



09. Датированные примерно серединой XII века, они изображают мужчин-воинов и женщин, и несмотря на примитивность, дают определенное представление о физическом облике кочевников, их одеждах, украшениях и вооружении. Кроме половецких изваяний, в степях встречаются скифские статуи, а может быть, и ещё более ранние скульптуры, которые оставили нам племена бронзового века. Они совсем другие по виду и не имеют к половецким "бабам" никакого отношения. На них нет такого разнообразия одежды и украшений, они меньше по размерам. Это были практически исключительно статуи мужчин, часто с длинными отвисшими усами и насупленными тяжелыми бровями. Их лица и туловища были плоскими, часто это были просто каменные столбы, с вырезанными на них лицами и руками.



10. Половцы (кыпчаки, команы) – кочевой тюрко-язычный народ, входивший в IX – начале XI вв. в Кимакский каганат (в Юго-Западной Сибири). В середине XI века половцы заняли степи между Волгой и Днепром, вытеснив печенегов и торков, и господствовали здесь до начала XIII века.



11. На протяжении почти двухсот лет половцы были господствующей военной и политической силой в южнорусских степях и прилегающих районах лесостепи. Затем половцы были разгромлены монгольским войском. После европейского похода Батыя 1236-1242 годов половцы прекратили существование как самостоятельная политическая единица, но составили основной массив тюркского населения Золотой Орды, внеся вклад в формирование таких этносов, как татары, киргизы, узбеки, казахи, крымские татары, башкиры и др. Свыше двух тысяч половецких баб дошло до наших дней. Изготовленные из песчаника или известняка, их и по сей день находят везде, где жили половцы, от Монголии и Алтая до Дуная и Прикавказья. Найденные экзепляры в большинстве своем сейчас хранятся в краеведческих музеях, или рядом с ними. Например, недавно я видел одну симпатичную бабу в Белгороде. Во дворе Воронежского областного краеведческого музея тоже стоят под открытым небом три каменные статуи.



12. Командует изюмскими "бабами" Виталий Васильевич. Заодно и следит с горы за пожарной ситуацией. Если вы внимательно смотрели панораму, то наверняка обратили внимание, что Изюм окружает большой массив хвойного леса. Виталий Васильевич - приятный собеседник и коллекционер российских юбилейных десятирублёвых монет. Он будет очень признателен, если вы приедете посмотреть на половецких баб и заодно привезете ему редкую монетку или флажок с российским триколором. Если будет не его дежурство, то просто оставьте подарки в будке охраны.


Копипастерам напоминаю, что при перепечатке материалов, активная ссылка на источник обязательна.



Tags: 3D панорамы, Музеи и заповедники, Отчет, Пейзаж, Украина/Харьковская область, Фото
Subscribe
promo muph january 13, 2019 01:00
Buy for 50 tokens
Доброго времени суток. Я фотограф, меня зовут Андрей Кирнов и я рад приветствовать вас в этом уютном фотоблоге. Для удобства навигации по журналу и быстрого поиска нужной инфы, все записи разложены по полочкам с помощью так…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments