muph (muph) wrote,
muph
muph

Category:

Атлантида Русского Севера. Первая негативная рецензия на фильм.



Вчера, в рамках Дня Российского кино, сходил на фильм, который уже очень давно ждал. Было всего два сеанса (утром и вечером) и, конечно же, в "Спартаке". Это единственный кинотеатр в Воронеже, где регулярно показывают что-то помимо блокбастеров и мультфильмов. Мы с Леной отправились на вечерний сеанс и я был страшно рад, что в моем городе на документалку набрался практически полный зал. Причем, были люди совершенно разного возраста и даже несколько таких, знаете, типичных девушек-подружек, которые обычно предпочитают совершенно другие фильмы. Увы, выходя из зала, я испытывал довольно смешанные чувства.


Для начала, если вы этого еще не делали, давайте вместе посмотрим трейлер фильма "Атлантида Русского Севера". Я делал это неоднократно, но с удовольствием посмотрю еще раз. Он красив, динамичен и, конечно, с интригой. Впечатляющие пейзажи с высоты птичьего полета, таймлапсы, волнующий закадровый голос, драматургия сцен... Однако, я не знаю как это так вышло, но в трейлере за две с половиной минуты показано всё, что было сильного и кинематографичного во всем полнометражном фильме. В него вошли все самые цепляющие сцены, самые осмысленные цитаты героев, все самые красивые пролеты гексакоптера и так далее. Даже смешное "апчхи" маленькой девочки, чьи родители уехали из большого города жить в северную деревню.


Увы, для самого фильма не осталось практически ничего.

Меня трудно обвинить в равнодушии к Русскому Северу. Как вы знаете, этим летом я побывал там и навсегда полюбил его. Более того, я видел собственными глазами, наверное, не меньше трети церквей, что были показаны в фильме. Кстати, это отчасти и добавило ему несколько дополнительных баллов исключительно за счет внезапно проснувшейся ностальгии по тем славным летним денькам в экспедиции, где я был в роли штатного фотографа. Всю осень и зиму я буду показывать вам фотографии этих храмов и рассказывать о их судьбе. Будут так же и рассказы о северных людях. Ну да я не об этом сегодня.

Итак, вот что обещалось авторами фильма перед началом съемок (это первый в России фильм, средства на который были собраны с помощью краудфандинга): "По замыслу авторов, кино поможет людям на севере увидеть красоту своей жизни и больше никогда не верить в то, что они обречены. Ребята пройдут дорогой первых поселенцев, купеческих судов, армий гражданской войны, этапов заключенных ГУЛАГа — по рекам Ваге и Северной Двине до Белого моря - и все задокументируют. Покажут, как русские шли на север по рекам, выходили на берега, ставили дома, церкви. Богатели — ставили большие дома, прекрасные церкви. Потом жгли дома соседей, раскатывали на бревна свои церкви — строили лагеря. А после просто бежали из этих мест, считая их проклятыми." (цитата отсюда).

К сожалению, никакой истории в фильме практически нет. Закадровый голос, который мог бы увязать в хоть какой-то порядок косноязычные реплики героев (самых обычных людей - местных жителей), в фильме отсутствует. Всё, что узнает зритель из фильма и что неоднократно муссируется, это то, что на Русском Севере не было крепостного права и что священники этих церквей были арестованы. Я сам на ухо рассказывал жене, что такое "небеса", почему они встречаются только на Русском Севере, где находится та или иная церковь и так далее. Я могу ошибаться, но в документальном кино, наверное, можно добавить немного, собственно, документальности. Хотя бы в виде подписи внизу кадра "Деревня Красная Ляга. Сретенско-Михайловская церковь 1655 года постройки". Ведь, может, кого-то так зацепит, что он захочет съездить в эту деревню (кстати, исчезнувшую) и увидеть эту церковь своими глазами. А может чем-то и помочь.

Едем далее. Визуальная составляющая. В фильме, безусловно, есть красивые кадры. Пейзажисты точно оценят. Но не столько, сколько можно бы было снять на Русском Севере. Тем более, имея в распоряжении такую технику, взятую напрокат. В своем интервью сценарист фильма Глеб Кузнецов (pole_voli) заявляет буквально следующее: "Представьте себе Кижи, только гармоничнее, лучше, построенные не барином-заводчиком и его крепостными, а свободными крестьянами… и стоящими не в заповеднике, куда вход по билетам, а на берегу реки, на краю леса, посреди такой черной, дремучей деревни. И вот об этом никто ничего не знает, а эти храмы и эти деревни потихоньку, своим чередом, умирают. Мы решили, что должны снять их, может быть, впервые после царского фотографа Прокудина-Горского с использованием самых современных технических средств своего времени и с неудержимым творчеством." Согласитесь, звучит довольно вызывающе, однако, как я уже сказал, почти всё вы уже увидели в трейлере и этого катастрофически мало для такого откровенно громкого заявления. Опять же, повторюсь, после фильма рядовой зритель узнает, что эти храмы и деревни есть, но где именно и как они называются, увы, нет. Кроме того, на официальном сайте фильма откровенно никакие промо-фотографии фильма. Я не смог даже ничего выбрать для этого поста (то, что вы видите, чудом нашел в тонне телефонных фото в официальной группе фильма в контакте, где так же есть актуальное расписание кинопоказов "Атлантиды Русского Севера" в других городах).



Где-то читал, что этот фильм называют "анти-левиафаном". Он действительно в меру оптимистичен, хотя, по большому счету, визуальный ряд говорит об обратном. Разрушенные церкви, брошенные деревни, спившиеся мужики... И только несколько энтузиастов (как правило, волонтеры-реставраторы из Москвы и семьи дауншифтеров) твердят, что вот отреставрируем церкви и сразу же станет всем хорошо. Увы, на самом деле, в жизни всё еще хуже. На Русском Севере мужики бухают не водку, не самогон и даже не настойку боярышника. Они бухают "матрасики". Это какой-то растворитель, который фасуется в небольшие пачки типа майонезных, по форме напоминают матрас и продаются в хозтоварах. Точнее, в так называемых магазинах повседневного спроса. Стоит один матрасик 20 руб. Чтобы упороться их нужно два. Поэтому не удивляйтесь, если у вас где-нибудь в Каргополе или Онеге подойдут попросить именно 40 рублей "на хлеб". Увы, даже отреставрировав все храмы Русского Севера и построив еще столько же новых, эту ситуацию не спасти. Кстати, и сам Глеб всё прекрасно понимает и в том же интервью говорит правильные вещи: "В России неумные люди повторяют из раза в раз уже десятилетиями, что жизнь в глубинке «неэффективна» и ее нужно «сокращать». Что большевики в позднюю советскую эпоху, что современные либеральные деятели – все одно. Мы бы сказали: для начала хватит грабить глубинку, а после, может, она и сама себя обеспечит. Например, рыбакам на Белом и Баренцевом морях нельзя ловить большую часть ассортимента рыбы в прибрежных водах: у них нет квот, их облагают таким громадным перечнем налогов и административных обязательств, что им ни за что не справиться, и так далее. По какому праву государство забирает у людей их собственность, ведь прибрежные воды и все что в них есть испокон веков принадлежало рыбакам – поморам? Зачем это делается? Чтобы переселить их в большие города, заставить жить в бетонных ульях и вкалывать на гигантских траулерах, принадлежащих дяде из Монако. Кто-то зарабатывает на этом хорошие деньги, а мы теряем страну. То же самое с лесом на севере. Как только государство передаст лес в собственность муниципалитетов, которые избираются непосредственно деревенскими жителями, у нас в стране и лес перестанут варварски вырубать, и глубинка расцветет. На что тогда государству строить пушки? Но если у государства будут миллионы крепких крестьянских хозяйств, с мудрыми стариками, с здоровой молодежью, с детьми, то и пушки не понадобятся – мы будем самыми сильными. А возрождение людей само собой приведет к возрождению культуры, и больше москвичам не придется ездить восстанавливать церкви на Онеге, их там и без нас очень быстро восстановят."


Тем не менее, фильм этих проблем практически не затрагивает. Да разруха, но зато, гляньте, вокруг какая красота. Всё вертится вокруг природы и храмов, хотя надо признать, православие преподносится довольно политикорректно и без назидания. Один из героев даже говорит: "Вера – это вообще особый мир, а храмы – символы русского народа." Священнослужителей и вовсе практически нет в кадре. За эту нейтральность создателям спасибо, в остальном фильм максимум на три с плюсом по пятибалльной. Хотя от просмотра никого не отговариваю, а даже рекомендую. Просто потому, что, наверное, создатели старались и хотели как лучше, но за деньги "акционеров" показать чернуху реальное положение вещей на Русском Севере не решились. Точнее, показали в лайт-версии, так сказать, но что она изменит - вот вопрос?



Tags: Кино и сериалы, РФ/Архангельская область, Субъективизмы, Церкви и монастыри, Чужие фото
Subscribe

promo muph january 13, 2022 01:00
Buy for 50 tokens
Доброго времени суток. Я фотограф, меня зовут Андрей Кирнов и я рад приветствовать вас в этом уютном фотоблоге. Для удобства навигации по журналу и быстрого поиска нужной инфы, все записи разложены по полочкам с помощью так…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →