muph (muph) wrote,
muph
muph

Categories:

Галопом по Северному Кавказу. День 4: Дорога на плато Бермамыт



Прокатившись по перевалу Гумбаши и переночевав в довольно уютном мотеле в Ессентуках, в 10 утра мы отправились в Кисловодск на поиски охраняемой стоянки и плотного завтрака, плавно перетекающего в обед. Прогноз погоды постоянно пугал нас затяжными дождями, местные ребята по вотсапу тоже наводили панику, и в итоге, Шкоду Йети мы решили с собой на Бермамыт не брать. Её экипаж в лице Андрея dron285 и Ирины перекидали нужные вещи в Дастер и Ниву (та еще была рокировочка на стоянке у какого-то торгового центра) и только к часу дня мы начали выбираться из города. Но, в общем-то, торопиться нам было некуда. В сегодняшних планах, кроме Бермамыта и ночевки на плато, более ничего не значилось.


02. Поехали, естественно, самой популярной и лайтовой дорогой - через поселок Учкекен и далее под столбами ЛЭП на юг. Погода была вполне окей, но дождик ходил за нами буквально вокруг да около. Внимание на мокрую плаксивую тучку на фото ниже. У нас еще вроде солнце и сухо, но риск замеса на обратном пути всё время слегка давит на психику.



03. От Кисловодска до Большого Бермамыта порядка 60 км. Основная часть пути в сухую погоду доступна практически любому автомобилю. Можно сказать, хайвэй. Особенно, если слегка подспустить давление в шинах. Мы даже начали слегка сомневаться, а не зря ли мы оставили бедного Йети одного в незнакомом ему городе? А тем временем, проезжаем т.н. Курган Объедков. Название очень странное, ничего внятного по нему в интернете нет, но курган под таким именем отмечен даже на топографических картах.



04. А вокруг уже цветущие альпийские луга! Останавливаемся и идем фотографировать.



05. Всё время забываю как называется этот желтый цветок.



06. Доезжаем до ЛЭП. На фотографии хорошо видно, что тут уже каждый выбирает свой путь. Так сказать, по возможностям своего автомобиля.



07. Самый сложный участок ожидает путников у горы Алебастровая. Фото, как обычно, не передает ровным счетом ничего, но тут мы уж точно решили, что Йети будет целее на стоянке в Кисловодске. Особенно, если дождик нас всё таки настигнет.



08. А высота уже уже приближается к 2500 метрам и хорошо видно, что время зеленой травы и первоцветов здесь еще не пришло. По снимку можно сказать, что это теплый осенний денёк. Кстати, интересно вышло с этими местными ребятами на уазах. Остановились на развилке, стоим и чешем репу, какую тропку выбрать, как вдруг замечаем спускающиеся с горы машины. Они останавливаются. Между нами метров 150-200. Явно ждут нас. Подъезжаем. Ребята-кавказцы и слегка навеселе. "Бермамыт ищите?" - спрашивают. "Ага" - отвечаем. Показывают дорогу, прощаются и начинают спускаться по альтернативной дороге к аулу Хасаут. То есть реально стояли и ждали нас, чтобы показать дорогу. Мы тронуты таким вниманием. Чуть спустившись вниз, машины вдруг разворачиваются на узкой горной дороге и начинают возвращаться. Гадаем, чтобы это значило, но в этот раз они пролетают мимо нас в сторону Большого Бермамыта.



09. Мы же зачаровано снимаем открывающиеся пейзажи, так как солнышко светит всё краше и краше.



10. Если я ничего не путаю, то домик с красной крышей - это бывшая дача бывшего председателя Совета Министров СССР товарища Косыгина.



11. 200 метров ниже и уже начинаются робкие зеленые островки свежей травы, а на без малого 2600 над уровнем моря она еще прошлогодняя. Буро-желтая и сухая.



12. Но вот мы и на вершине Бермамыта. Там, где виднеется геодезический знак, высота - 2592 метра. Чем ближе к конечной точке маршрута, тем сильней и сильней колотится моё сердце. Паркуюсь у снежника и выхожу из машины.



13. Ровно полгода назад здесь погиб мой друг - Василий in_windows. Если бы не роковое стечение обстоятельств, в этой поездке он был бы с нами. А еще у его жены был бы муж, а у его детей - папка. Мы в оцепенении молчим, переводя взгляды с памятной плиты с предупреждением ко всем быть осторожнее в горах и на проглядывающий в облаках Эльбрус. Сложно что-то сказать, сложно даже думать о чем-либо, кроме навязчивых и уже бессмысленных "ну почему?" и "как же так?".



14. Наконец, я собираюсь с духом и подхожу к краю плато. Я одновременно и хочу и боюсь увидеть искореженный автомобиль внизу. Не сразу, но я нахожу его глазами. Он очень маленький. Просто микроскопически маленький в этих огромных и вечных горах. До него 150 метров вниз, а до Эльбруса - 30 километров и по прямой и он тоже, в общем-то, маленький. Не такой большой, как я его себе представлял. Гораздо меньше того огромного, просто гигантского ужаса, который возникает внутри тебя, когда ты пытаешься на секунду представить себе, как всё здесь было в ту самую ночь. Что успел почувствовать он в свои последние секунды жизни? Что пережили люди, которые были с ним и видели это? И чтобы делал я, если бы я тоже был на Бермамыте 13 ноября 2016 года?



15. От грустных мыслей меня отвлек нарастающий рёв моторов. Со стороны Малого Бермамыта поднималась группа квадроциклистов. Парочка из них, совершенно неоправданно рискуя, оттормозились юзом прямо у края пропасти. В какой-то момент я был уверен, что у одного из них тормозного пути не хватит, но всё, слава Богу, обошлось. Руководитель группы, взяв на себя роль экскурсовода, начал рассказывать события той страшной ночи. В воздухе отчетливо угадывался запах спиртного. Я поспешил отойти в сторону. Один из квадроциклистов, не дослушав и, видимо, желая увидеть и сфотографировать разбитую машину, полез вниз по склону (его видно на фото ниже основной группы).



16. Не знаю какими подробностями со временем обрастет эта история с Васей. Возможно, перерастет в разряд местных легенд. У памятной плиты квадроциклисты тоже приостановились и некоторые прочитали надпись на ней. Надеюсь, хотя бы у кого-то из них что-то щелкнуло в голове по поводу своего неоправданного пьяного риска. Они еще немного помесили колесами снежник и укатили восвояси, а я облегченно выдохнул.



17. На этом камне, где стоит Паша, буквально года два-три назад, был устроен деревянный помост, чтобы желающие могли как бы немного "выйти" за край. А еще раньше на Большом Бермамыте работала метеостанция, которая исчезла в 90-е. Я читал несколько воспоминаний о людях, которые на ней работали и как они тут развлекались. На этом же помосте (скорее, на его прародителе, пожалуй), нависающем над пропастью и без всяких перил, стояла кровать. И на этом "психодроме" испытывали новичков. Чтобы быть принятым в компанию, нужно было поспать ночь на этой кровати. То есть и метеорологи, и эти квадроциклисты, и многие тысячи самых разных людей, делающих фото себя и своих машин на краю плато, намеренно рисковали, рискуют и еще будут здесь рисковать. Так уж устроены люди. И я надеюсь, всё у них будет хорошо. Только безумно жаль, что мой друг Василий, переставляя машину, вдруг стал тем самым роковым исключением из этого "правила".



18. А между тем, стремительно холодало. Вечер, а за ним и ночь, были уже рядом, и нам срочно нужно было утепляться и ставить лагерь. Мы начали прикидывать как нам лучше спрятаться от пронизывающего ветра и решили ютиться ближе к полуразрушенным стенам старой метеостанции, как вдруг к нам приехали Алексей и его супруга Людмила. Был виртуальный знакомый, а теперь стал реальный. И это очень приятно. Кроме того, Лёша принимал непосредственное участие в установке памятной плиты. Это была инициатива местных ребят, которую поддержали многие друзья и читатели Василия. Жаль только, что не вышло пообщаться с гостями как следует. Они приехали после работы, час сорок пути сюда и столько же обратно, но уже в темноте, чтобы по факту только пожать руки, перемолвиться парой фраз и сделать совместное фото на память. Даже подарки привезли! Я очень надеюсь, что случай посидеть у костра и поговорить нам еще выпадет.



19. На закате тучи с Эльбруса ненадолго сдуло и у меня получилось сделать пару снимков.



20. А уже к ночи подтянулись ребята из Ставрополя. Дима и Андрей. Да еще с дровами и шашлыком. Очень душевно посидели и, конечно, помянули Василия. Дима был здесь в ту ночь. Рассказывал, показывал нам как всё было. Спалось потом ужасно, ворочался и крутился всю ночь. На рассвете выбрался из палатки, чтобы погулять по плато. Место, конечно, феерическое. Очень понравилось. Не смотря ни на что. Снимки покажу в следующей серии отчета.


Продолжение следует...


---------------------------
 Подписаться на обновления блога


Добавляйтесь! В социальных сетях я публикую анонсы свежих постов, а в инстаграме — самые красивые фотографии!

Использование моих фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Только после согласования со мной. Прочим копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная индексируемая ссылка на источник обязательна!
Tags: Автопробежность, Горы, Григорич, От заката до рассвета, Отчет, Пейзаж, РФ/Карачаево-Черкесия, Фото
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo muph january 13, 2020 01:00
Buy for 50 tokens
Доброго времени суток. Я фотограф, меня зовут Андрей Кирнов и я рад приветствовать вас в этом уютном фотоблоге. Для удобства навигации по журналу и быстрого поиска нужной инфы, все записи разложены по полочкам с помощью так…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments