muph (muph) wrote,
muph
muph

Category:

Музей космодрома Байконур



Не самое это благодарное дело - рассказывать о музеях. Кто-то вообще обходит их стороной, считая скучными и унылыми, но я всё таки попробую. И начну свой рассказ с того, что на Байконуре не один, а два музея, посвященных истории космодрома и космонавтики. Один находится в городе, в здании городского Дворца культуры, а другой, тот о котором пойдет мой сегодняшний рассказ, расположен непосредственно на территории космодрома Байконур, в здании, где когда-то размещался Дом офицеров. Предположу, что попасть в этот музей несколько сложнее, чем в городской, но это не точно.


02. Сразу с парковки, после бюста Гагарину, посетителей встречает полноразмерный макет пилотируемого корабля "Союз". В белом шаре находится бытовой отсек (даже туалет имеется), коричневая часть - это спускаемый аппарат (в нём находятся космонавты во время взлёта и посадки), ну и в бело-зеленом отсеке расположены двигатели, топливо, солнечные батареи, аккумуляторы и т.д.



03. Скажу честно, значительная часть музея для случайного человека, не фанатеющего по космосу, скорее всего покажется скучноватой. Бесконечные грамоты, дипломы, юбилейно-официальные фото и так далее.



04. В зале, посвященном Сергею Павловичу Королёву, уже интересней. Есть некоторые личные вещи, чертежи и, конечно же, первые приборы типа электромеханических гировертикантов и реле времени. Опять же первые макеты первых же ракет и ракетных двигателей.



05. Вообще, конечно, приборы, а точнее, их простота (по современным меркам, естественно) поразили меня в этом музее больше всего. Поэтому дальше в посте будут, по большей степени, только такого рода экспонаты. Взгляните только на приборную доску космического корабля "Восток". Вращающийся глобус, Карл!



06. Или вот вам центральный пусковой пульт ракеты-носителя. Обратите внимание на "замочную скважину". В нее действительно после команды "Ключ на старт" вставляется блокировочный ключ и проворачивается. Данный пульт использовался в 1957-1964 годах.



07. Катапультируемое кресло пилота космического корабля "Восток". При посадке на высоте 7 км оно катапультировалось и космонавт спускался на парашюте. Приземление непосредственно в спускаемом аппарате стало практиковаться позже уже на кораблях серии "Восход". Обратите, кстати, внимание на "зеркало заднего вида" на локте.



08. Сэлфи в отражении защитного стекла скафандра "Орлан-ДМА", предназначенного для выхода в открытый космос. Весит более 100 килограмм. "Надевают" его через люк на спине. Размеры подгоняются под габариты конкретного космонавта. Аналогичные тяжелые скафандры американских космонавтов стоят более 15 миллионов долларов.



09. Очень интересный биоспутник "Космос-110", в котором летали советские собаки-космонавты Ветерок и Уголёк. Приложен портрет собак, а так же чучела кролика и крыс, которых тоже запускали на заре освоения космоса. Интересно, что кроликов запускали плотно загипсованными и с зафиксированной головой по отношению к туловищу. Это было необходимо для точной киносъёмки глазных зрачков. В эксперименте определялся мышечный тонус прямых мышц глаза. Полученный таким образом материал свидетельствовал о снижении мышечного тонуса в условиях полной невесомости.



10. Отдельного восхищения достоин макет спускаемого аппарата корабля "Союз", на котором космонавты возвращались на Землю. Там ну очень тесно. Очень.



11. Интересн так же стенд с космическим питанием. Я был немало удивлен, обнаружив там не только пресловутые тюбики.



12. В общем, посмотреть и пощупать есть что. Кстати, ваш покорный слуга пребольно получил по черепу одной из штырьковых антенн первого искусственного спутника, когда увлеченно фотографировал карту-макет космодрома Байконур. Дело в в том, что он подвешен на тросе и слегка крутится. Я счел это предостережением и поспешил покинуть здание музея.



13. Но не сам музей. На прилегающей территории находится остальная, более массивная, а местами и гигантская, часть экспозиции.



14. Например, ОК-МЛ1, Изделие 0.04. Или, если по простому, полномасштабный макет орбитального корабля "Буран". Вообще, строго говоря, к моменту закрытия программы (начало 1990-х годов) было построено или велось строительство всего пяти лётных экземпляров корабля "Буран»" и восьми макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. Данный экземпляр применялся для для габаритных и весовых примерочных испытаний. После прекращения работ находился на космодроме Байконур, на открытой площадке № 254. В январе 2007 года, после акта мародёрства, ОК-МЛ1 перевезли к музею космодрома. Для туристической привлекательности макету был придан вид бывалого летавшего в космос "Бурана".



15. Есть возможность зайти внутрь и немного расстроиться. Внутри негерметичного грузового отсека устроили еще один зал музея, а душе почему-то хочется какой-то аутентичности что ли. Впрочем, в хвостовой части для наглядности подвесили макет спутника, так как планировалось, что "Бураны" будут выводить их на орбиту. Кроме того, можно забраться в кабину пилотов (см. титульное фото). Как пишут знающие люди, в настоящем "Буране" все приборы и органы управления выглядели иначе, но это, конечно, тоже впечатляет.



16. Имеется так же небольшая экспозиция автомобильной и спецтехники, используемой на космодроме в былые годы. Особенно, на мой взгляд, интересен передвижной КП на базе ИСУ-152, из которого сам Королёв наблюдал за пусками первых ракет, пока на пусковых площадках не были построены защитные бункеры.



17. Перед тем как покинуть музей, сделали памятное фото Renault Kaptur, на котором я гонял три дня по Казахстану.



18. Напоследок заглянули в домики Королёва и Гагарина, которые расположены недалеко от музея. Их два, внешне они почти идентичны. В одном ночевали перед стартом Гагарин и Титов, а в другом длительное время жил и работал Сергей Павлович.



19. Обстановка и мебель внутри домиков "та самая" и его, конечно, производит впечатление.



20. На этом рассказ о музее в частности и о Байконуре вообще прошу считать законченным. Про запуск ракет-носителей и впечатления от автомобиля я уже писал ранее. Осталось только выразить благодарность компании Renault Россия за организацию этого пресс-тура, а так же Кайрату Шалтакбаеву за мой портрет в кабине "Бурана" и групповое фото нашей банды на фоне бело-голубого Каптюра и Гагаринского старта. Узнаете, кстати, кого-нибудь из этих благородных донов?


---------------------------
 Подписаться на обновления блога


Добавляйтесь! В социальных сетях я публикую анонсы свежих постов, а в инстаграме — самые красивые фотографии!

Использование моих фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Только после согласования со мной. Прочим копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная индексируемая ссылка на источник обязательна!

Tags: Авто, Блог-тур, Казахстан, Музеи и заповедники, Отчет, Фото, Экскурсовод на полставки
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo muph january 13, 2022 01:00
Buy for 50 tokens
Доброго времени суток. Я фотограф, меня зовут Андрей Кирнов и я рад приветствовать вас в этом уютном фотоблоге. Для удобства навигации по журналу и быстрого поиска нужной инфы, все записи разложены по полочкам с помощью так…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

Featured Posts from This Journal