muph (muph) wrote,
muph
muph

Categories:

Галопом по Северному Кавказу. День 6: Загадочный некрополь Даргавс



Забавно, но из географических названий Северной Осетии до поездки в республику, я знал только Владикавказ и небольшое горное селение Даргавс. Приблизительно в 2014 году прочитал чей-то отчет в интернете, впечатлился фотографиями и мысленно поставил "галочку" с пометкой "я там буду!". И вот в мае 2017-го я попал в Даргавс, и надо заметить, впечатления от посещения остались весьма неоднозначными. Дело в том, что неподалёку от аула расположен так называемый "Город мертвых". Проще говоря, некрополь. Около сотни фамильных осетинских склепов, которые весьма фотогенично смотрятся на фоне гор, но вызывают противоречивые чувства при ближайшем рассмотрении.


02. Но обо всём по порядку. Шел шестой день нашего автопробега по республикам Северного Кавказа. Рано утром мы выехали из Владикавказа и прокатились по Куртатинскому ущелью. По пути осмотрели каньон Кадаргаван, небольшой (по сравнению с Даргавским) Дзивгисский некрополь, состоящий из нескольких склепов, а так же остатки древнего селения Цымити, где наряду с боевыми башнями и домами, тоже сохранилась парочка осетинских усыпальниц. Таким образом, еще не добравшись до ключевой точки сегодняшнего дня, мы уже получили общее представление о осетинской архитектуре. Но перед перегоном в Даргавс, в нашей программе была намечена еще одна локация. Чисто теоретически, путешествуя по Куртатинскому ущелью, в обязательную программу туристов входит посещение Аланского Успенского монастыря в селении Худикус, но нас этот новодел совершенно не впечатлил и мы без остановки поехали дальше. Мы хотели увидеть так называемый Дзуар. Так осетины называют святые места или святилища. Официально, осетины исповедуют либо христианство, либо магометанство, но фактически большая часть населения придерживается традиционных осетинских верований, лишь выборочно исполняя некоторые обряды мировых конфессий. Мы проезжаем к началу ущелья Цазиу, оставляем машины и по крутой тропинке начинаем подниматься вверх. Фото ниже сделано на обратном пути, но не суть.



03. Запыханный, забираюсь насколько это возможно и наблюдаю свежевыбеленный Дзуар в честь Мады Майрам. Это небольшое, прямоугольное в плане строение, предназначенное для ритуальных церемоний, доступ в которое разрешен только служителю культа – дзуарлагу, и то лишь в день празднества – дзуары бон. Кстати, с большой долей вероятности, когда-то это мог быть христианский храм или часовня, построенная грузинскими проповедниками. Ведь и осетинская Мады Майрам - это христианская дева Мария, она же Богородица.



04. Совсем рядом полуразрушенная сторожевая башня.



05. Несколько кадров и стремительно ретируемся вниз. Накрапывает дождик, а еще в Верхнем Фиагдоне уже должны быть готовы осетинские пироги, которые мы заказали и обещали вернуться за ними через полчаса. Обедаем прямо в машинах и отправляемся в сторону Даргавса. Только проезжаем Какадурский перевал и тут же находим живописное местечко с видами. Стоп, машина!



06. Ущелье Ханигком.



07. Вершина горы Коска (2418 м) затянута низкими облаками, но лошадки на склоне все равно очень удачно передают масштаб.



08. И вот еще один небольшой перегон и мы в Даргавском ущелье. Само селение тоже проезжаем без остановки. Когда-то это было одно из крупнейших осетинских поселений, но с тех пор многое изменилось. Смотреть и фотографировать здесь особо нечего. Но всё равно торможу машину, немного не доезжая до "города мёртвых".



09. Дело в том, что интернет пестрит практически идентичными ракурсами некрополя (см. первое фото в посте) и мне хочется снять что-то более оригинальное. Правда, аутентичной картинки не выходит. Спасибо столбам ЛЭП и ярко желтой газовой трубе у моста через речку Гизельдон.



10. Тут же, совсем рядом, в Гизельдон впадает ручей Табилдон. Его русло при взгляде с дороги показалось мне интересным для переднего плана и я отправился к нему. В итоге, пришлось потратить полчаса времени, вычищая в фотошопе бытовой мусор из травы. И тут можно было бы в очередной раз послать лучи диареи всем туристам, замусоривающим берега водоемов, если бы это не был мусор местных жителей. Наряду с пластиком и стеклотарой, там и сям валялись ржавые ведра, проволока, арматура, обломки досок и так далее. В общем, то, что туристы с собой притащить не могли. Вот чем в итоге вылилась мне мне моя идея найти не очень избитый ракурс. Но, что вышло, то вышло.



11. Вот откуда-то оттуда мы приехали. Как вам такая погодка, кстати?



12. В тот день, я помню, был слегка расстроен, что солнышко к нам не благоволит, но сейчас, рассматривая эти снимки, склоняюсь к мысли, что в ТАКОМ месте солнечные фото будут диссонировать с атмосферой этого места.



13. Ведь в каждом из этих "домиков" захоронено до сотни человек. В самых высоких склепах до четырех ярусов-этажей, на которых до сих пор лежат человеческие останки. А еще сюда приходили умирать те, кто заболел чумой и чьи дни были уже сочтены.



14. Чуть выше некрополя на склоне горы Раминыраг можно увидеть сторожевую башню Аликовых. Могу ошибаться, но мне кажется, она подверглась серьезной реставрации, да и вообще от башен в этот день я уже немного устал, поэтому ограничился буквально одним кадром и то на бегу. Однако, пусть же этот снимок будет рубежом, после которого будут фотографии, которые могут быть вам неприятны. Возможно, вы очень впечатлительны и я должен вас об этом предупредить, чтобы вы имели возможность закрыть пост, не дочитав его до конца.



15. Когда-то входные отверстия в склепы были закрыты деревянными щитами, но сегодня весь этот смертельный "винегрет" из костей, черепов и полусгнившей одежды доступен взору любого человека. Кстати, в сети сплошь и рядом пишут, что местные в некрополь не заходят, так как боятся потревожить мертвых, заболеть чумой и так далее. Но думаю, что дело в другом. Несколько раз созерцать подобное зрелище приятного мало, где чьи именно предки уже не разобрать, да и вообще. Но осетины-туристы вполне себе Даргавс посещают, делают сэлфи на фоне склепов и так далее. Видел лично.



16. Я и сам довольно увлеченно бегал по некрополю, искал интересные ракурсы и заглядывал в окошко почти каждой усыпальницы. И как-то совершенно абстрагировался от того, что в полуметре от моего лица, без стекла и решеток, может лежать мумия, которой сотни лет!



17. Но если серьезно подумать, это всё таки какая-то дичь. Ведь на входе в некрополь продают магнитики и собирают по 50 рублей с носа за возможность посмотреть человеческие останки. Будто бы это совершенно в порядке вещей. А отдельные "оригиналы" еще и монетки оставляют. Типа чтобы вернуться? Ну-ну.



18. Собственно, деньги, при большом желании, можно выдать за "благотворительность" от живых к умершим. Но для современных осетин, по крайней мере для тех, которые фоткались и ржали неподалёку, когда я делал эти кадры, эту версию никак нельзя назвать рабочей. Хотя, конечно, их древние предки намудрили с обрядом погребения так, что ученые до сих пор не могут сказать ничего конкретного. Никто не знает, почему осетины (единственные на Кавказе, кстати) хоронили умерших в склепах, да еще и укладывали тела в деревянные лодки. И это там, где и в помине нет хоть сколько-нибудь судоходных рек. Можно предположить, что это не совсем лодки, а просто такие вот колоды, но учеными-археологами было обнаружено и весло. Для чего всё это и что это значит, сами осетины уже не помнят. А ученые добрались до изучения Даргавса только в 1961 году. Возбудителей чумы к этому времени уже обнаружено не было. А может, про чуму и бедных мучеников это и вовсе сплетни. Опровергнуть и подтвердить уже некому. Но ученые нашли и кое-какие драгоценности, так что мародеры, судя по всему, лазить в эти склепы всё же побаивались.



19. Про сакральную взаимосвязь лодок с горцами теперь тоже только одни гипотезы и отсылки к перевозчику душ Харону и мифической реке Стикс. Кстати, одна из лодок очень маленькая по размерам, а значит, она была сделана для младенца.



20. Приближался вечер, а в наших планах было вернуться во Владикавказ, так как из-за погоды палатки мы отмели, а ничего похожего на гостиницу в этих местах тоже обнаружить не удалось. Но на десерт мы еще оставили посещение Мидаграбинских водопадов, среди которых значился и водопад Зейгалан. На минуточку, это один из высочайших водопадов в Европе и второй в России. Поэтому последний взгляд на даргавский "город мертвых" и долину реки Гизельдон и по машинам!


Продолжение следует...


---------------------------
 Подписаться на обновления блога


Добавляйтесь! В социальных сетях я публикую анонсы свежих постов, а в инстаграме — самые красивые фотографии!

Использование моих фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Только после согласования со мной. Прочим копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная индексируемая ссылка на источник обязательна!

Tags: Автопробежность, Горы, Заброшенное, Отчет, Пейзаж, РФ/Северная Осетия, Реки и ручьи, Субъективизмы, Фото
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo muph январь 13, 2022 01:00
Buy for 50 tokens
Доброго времени суток. Я фотограф, меня зовут Андрей Кирнов и я рад приветствовать вас в этом уютном фотоблоге. Для удобства навигации по журналу и быстрого поиска нужной инфы, все записи разложены по полочкам с помощью так…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

Featured Posts from This Journal