muph (muph) wrote,
muph
muph

Categories:

На "паркете" до Гергети



Бесспорно, Гергетская церковь у подножия Казбека - это одна из самых значимых, если не сказать даже основополагающих грузинских достопримечательностей. О ней восторженно в 1829 году писал еще сам Александр Сергеевич, и кроме того, это первая достопримечательность, которую видят туристы, въезжающие в Грузию через КПП "Верхний Ларс". Её видно прямо с Военно-Грузинской дороги из села Степанцминда, если, конечно, не сильно облачно. Церковь величаво стоит на горе и производит весьма мощное впечатление, даже если вы и не слишком-то религиозны. Другое дело, что местные жители, у которых вы наверняка спросите как проехать к такой красоте, с вероятностью 99,9% посоветуют либо идти к храму пешком (около 2 часов с постоянным набором высоты), либо заказать доставку вашей персоны на специально подготовленном автомобиле специально обученным человеком. Потому что дорога на верх уже много лет находится в состоянии, не подходящем для проезда моноприводных автомобилей с низким клиренсом.


И действительно. На центральной площади поселка, носящей, кстати, имя Сталина, вы найдете огромное количество "оффроад-такси", львиную долю которых составляют лифтованные полноприводные Мицубиси Делика и олдскульные Нивы. Минут за 40-45 любое из них домчит вас к Троицкой церкви (груз. Гергетис Цминда Самеба) и вы сможете сделать очередное сэлфи и прикоснуться к святыне. То есть, подчеркну еще раз, в любом путеводителе обязательным условием для подъема к Гергетской церкви будет указано наличие внедорожника.

Но у нас его не было. Было только два прокатных Хюндая ix35 на семерых блогеров из России и Беларуси и два комплекта шин Viatti, которые мы приехали тестировать на грузинских дорогах. Более того, мы уже исколесили всю Грузию и церковь в Гергети у нас оставалась на сладкое. После нее мы должны были вернуться в Тбилиси, сдать машины и самолетом вернуться в Россию. Но всё это после, а пока мы наслаждаемся видами Военно-Грузинской дороги и приближаемся к Степанцминде (прежнее название Казбеги). Дело к вечеру, но мы не можем не остановиться на, наверное, уже сотый фотостоп за сегодняшний день. Еще бы, рядом легендарный Терек, а с Казбека на селение натягивает ветром эпичные облака.



Совсем скоро закат и кто-то опрометчиво предлагает попытаться успеть подняться к церкви к красивому свету. Естественно, этот кто-то был из мужской части нашей сборной команды. Мальчики ездили на сером Хюндае, а девочки - на красном, и в очередной раз безнадежно отстали где-то в витиеватых улочках деревушки Гергети, непосредственно с которых и начинается подъем на верх.



На тот момент я относительно недавно вернулся с Кольского полуострова и после него все грузинские дороги казались мне по плечу. Даже на таком компактном "паркете" как IX35. Поэтому, подгоняемые уже начинавшим уходить светом, мы довольно прытко забирались всё выше и выше. И только голоса женского экипажа в телефонах моих коллег требовали остановиться и повернуть назад, пока мы не ушатали прокатные тачки. Некоторое время мы пытались их игнорировать, но в итоге руководитель и организатор тест-драйва в лице девушки Жени enia на очередном витке горного серпантина в ультимативной форме заставил меня развернуться и поехать вниз приблизительно с половины пути. Я смотрел на горные хребты, окрашенные заходящим солнцем, и моё сердце рвалось, конечно, как можно выше. Но ничего не поделаешь. Блог-тур - это не частная поездка, где все риски ты несёшь только сам.



Как и ожидалось, внизу был непроглядный туман, но зато торопиться уже смысла не было и я уже мог немного пофотографировать происходящее. Вот так вот группа блогеров помогает коллеге проехать сложный участок дороги. Все с камерами наперевес и в стремлении сделать наиболее зрелищный кадр. И самый удачный за авторством Ани tuteyshaya я прикладываю к своему. Дело в том, что в этом месте велись какие-то изыскательно-копательные работы и для проезда остался только очень очень узкий и довольно сырой кусочек дороги. Кроме того, бонусом к разрытой траншее шли предательски скользкие камни и то обстоятельство, что Хюндай так и норовил диагонально вывеситься на любом мало-мальски неровном месте. На фото Ани как раз лучше всего видно текущее положение дел.



Отдельно скажу вообще про движение по улицам Гергети. Это мое сугубо личное мнение, но мне ездить по ним показалось сложнее, чем по бездорожью. Очень узко, из-за встречной машины образуется невероятный геморрой с разъездом, а из-за заборов не видно, что за поворотом. Ну и флегматичный КРС для полного "счастья".



Спустились в Степанцминду мы уже в сумерках, заселились в хостел и в мрачнейшем настроении отправились на ужин в одно из многочисленных кафе. Вопрос стоял ребром. Заехать с утра к Гергетинской церкви на Делике как все (хозяин нашего хостела естественно сказал, что у нас на Хюндаях никаких шансов) или же доказать всем, что мы не лыком шиты и с триумфом забраться на гору самостоятельно. Каждый приводил свои доводы, что риски велики, что такси стоит буквально копейки и так далее. Я же настаивал, что если девочки будут ехать за нами буквально след в след, то всё будет как надо. Кроме того, тестируемые шины имели гордую маркировку AT и поэтому я давил на то, что вот именно этот подъем и будет для них самым полноценным тестом. В итоге, поставили вопрос на голосование. И всего с перевесом в один голос победили авантюристы во главе со мной. В общем, с рассветом мы снова отправились на штурм гергетинского серпантина. Храм было отчетливо видно прямо с дороги, а вот Казбек упорно прятался в довольно мрачных тучах.



И поскольку инициатором этой затеи был я, то фотографировать в процессе подъема мне было откровенно некогда. Я рулил серым Хюндаем, выбирая оптимальную траекторию, а потом уже помогал проехать по сложному участку красному. Поэтому снова воспользуюсь фоточками коллег. Вот, например, наглядная картинка от Алексея cr2, на которой видно, как я (в синей куртке) что-то объясняю Наташе _twin_, управляющей красным Хюндаем, который (на минуточку) снова висит одним колесом в воздухе.



Впрочем, нашлась и одна моя фоточка. На ней беспомощно висит уже серый Хюндай.



Но не смотря на постоянно возникающие сложности, мы всё же медленно, но верно набирали высоту. На наше счастье, в такую рань на дороге почти никого не было. Никто не мешал выбору траектории движения и не смотрел как на идиотов. Что, согласитесь, очень важно для морального духа участников и сохранности бамперов и порогов автомобилей. За фото спасибо моему тезке и штурману Андрею bortnikau.



Коротенькое видео от Ани tuteyshaya, на котором хорошо видно, что паркетник явно вышел из своей зоны комфорта.



И вот, ровно через час ноль пять мы всё же впёрлись на высоту 2170 метров. Вся команда почти плакала от счастья. Как выяснилось позже, некоторые даже проголосовав "за", в душе не верили, что мы сможем подняться на автомобилях до самого конца. Из семи человек автомобильные права имели только четверо, а опыт езды по бездорожью и вовсе был только у меня. И абсолютно для всех это была маленькая, но очень важная победа. Я был рад, что смог всех не только убедить поехать сюда на машинах, но и довезти без потерь и форс-мажоров, как и обещал. Кто-то получил новый и ценный водительский опыт, кто-то выдохнул, что всё обошлось, и даже солнце вдруг пробилось сквозь тучи и мы все, как сумасшедшие, бросились фотографировать окружающую действительность.



Ё-моё! Даже могучий пятитысячник Казбек слегка выглянул из под своего облачного одеяла, чтобы увидеть нашу кучку авантюристов. И что самое отрадное, кроме нас и трех монахов (здесь же расположен и небольшой мужской монастырь), здесь никого не было. Мы разбрелись по окрестностям и каждый искал в этих горах что-то своё.



Гергетис Цминда Самеба была построена в XIV веке. Рядом с ней расположена не менее древняя колокольня. Снаружи храм украшен множеством разнообразных барельефов, а внутри, наоборот, довольно аскетичен. Фотографировать внутри запрещено.



Место, конечно, удивительное. И что интересно, при всей популярности, оно не испорчено пошлым сувенирным рынком, который обычно является спутником любой заметной достопримечательности. Мы откровенно наслаждались видами и погодой. Ощущение триумфа, чего греха таить, буквально распирало меня.



И тут появились они. Будто по какой-то команде, соревнуясь друг с другом в скорости, из-за перевала материализовалось несколько Делик, битком набитых туристами. Выпучив глаза, водители смотрели на нас и не понимали, как мы оказались здесь, не воспользовавшись их услугами. И с каждой минутой их становилось всё больше и больше. Место стремительно теряло свою волшебную ауру. Поднялся шум, гвалт, в любой ракурс непременно влезали какие-то люди. Мы приняли решение спускаться вниз и возвращаться в Тбилиси. Ох, сколько же еще Делик нам встретилось на обратном пути! Будто вагоны бесконечного пассажирского поезда они ползли нам на встречу по узкой горной дороге, мешая нашему осторожному спуску.



Общий вид. Хорошо видно храм с колокольней, парковку и красный девчачий Хюндайчик, движущийся в противоположную сторону.



Всё уже как-то не то и как-то не так. Аутентичность и камерность места исчезли, как только самая проворная Делика изрыгнула из себя первую группу туристов. Но мы по инерции вновь и вновь вскидываем камеры, чтобы увезти с собой как можно больше впечатлений.



Преодолев половину пути, мы столкнулись с тем, что Делики ехали не только нам навстречу, но и стали подпирать нас сзади и нервно обгонять, подпрыгивая на камнях. То есть для кого-то экскурсия в Гергети уже закончилась и водитель уже торопился на площадь Сталина за новой порцией туристов. И ведь это могли бы быть мы! О, нет, как же здорово, что мы пошли своим путём!



Небольшая панорамка Казбеги. До чего же живописная местность и как же не хочется осознавать, что уже завтра Грузию нам придется покинуть!



Через час с небольшим мы пили чай в том же кафе, где накануне вечером жарко спорили и ругались. Удивительным образом, не смотря на ранний час, над Троицкой церковью вдруг "нарисовалась" луна. Как по мне, это был хороший знак и хорошее финальное фото для всей серии. А еще я уверен, что Гергети навсегда запала нам всем в душу, став отличным завершающим аккордом для всей грузинской поездки.


PS Не люблю пафосные эпиграфы, а вот постскриптум пусть будет такой:

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!


А.С. Пушкин


---------------------------
 Подписаться на обновления блога


Добавляйтесь! В социальных сетях я публикую анонсы свежих постов, а в инстаграме — самые красивые фотографии!

Использование моих фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Только после согласования со мной. Прочим копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная индексируемая ссылка на источник обязательна!
Tags: Авто, Автопробежность, Блог-тур, Горы, Грузия, Пейзаж, Фото, Церкви и монастыри
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Viatti GEOEXP: Высокогорная община Ушгули

    Я вернулся из Грузии в конце октября прошлого года, а ехал туда, не зная об этой стране практически ничего. Знал только, что больше всего хочу в…

  • Viatti GEOEXP: Верхняя Сванетия

    Говорят, если ты не бывал в Сванетии, то не видел Грузии. Так это или нет, спорить не берусь, но безмерно рад, что ещё летом, при планировании…

  • Viatti GEOEXP: Столп Кацхи

    С 2013 года, когда по рунету прокатилась серия публикаций о Кацхийском Столпе с фотографиями новозеландского фотографа Амоса Чейппла, это место…

promo muph january 13, 2022 01:00
Buy for 50 tokens
Доброго времени суток. Я фотограф, меня зовут Андрей Кирнов и я рад приветствовать вас в этом уютном фотоблоге. Для удобства навигации по журналу и быстрого поиска нужной инфы, все записи разложены по полочкам с помощью так…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →